Критерии научности знания. Идеалы и нормы научного исследования
Критерии научности знания – это правила оценки продуктов познания на их соответствие стандартам науки. Рассмотрим содержание некоторых из них.
Непротиворечивость. Логика различает четыре смысла непротиворечивости [см.: 2, с.38], два из которых – следующие:
a) непротиворечивость относительно отрицания: теория непротиворечива в данном смысле, если в ней одновременно не доказываются утверждения А и;
b) семантическая непротиворечивость: теория семантически непротиворечива, если всякая ее теорема является всегда истинной.
То есть первое – когда утверждения не противоречат одно другому; второе – не противоречат истине. К б) естественнонаучная теория стремится, но противоречия в смысле а) недопустимы.
Полнота. «С формально-логической точки зрения система считается полной, если:
1) все истинные утверждения, которые формулируются в ее языке, могут быть доказаны (семантическая полнота);
2) присоединение к ней в качестве аксиомы какого-то недоказуемого в ней утверждения ведет к противоречию (синтаксическая полнота)» [2, с. 39].
Опытная оправдываемость означает «принципиальную эмпирическую опробуемость систем знания» [2, с.56]. Этот критерий имеет две разновидности: верифицируемость и фальсифицируемость.
Эмпирическое подтверждение (верификация). Считают, что «если теория (Т) имеет наблюдаемые следствия (О), то решение вопроса об истинности Т сводится к поиску О» [2, с. 57].
Эмпирическое опровержение (фальсификация). Если из Т дедуцируется О и на практике О не наблюдается, то по modus tollens получаем опровержение теории [см.: 2, с. 59; 1]:
.
Интерсубъективность. «… результаты наблюдений или экспериментов должны быть воспроизводимыми, т. е. чтобы любой (курсив мой. – В.О.) ученый соответствующей области знания мог получить их, а это означает, что результаты не должны зависеть от субъекта, т. е. должны быть интерсубъективными» [3, с. 12]. «…Объективность научных высказываний основана на возможности их интерсубъективной проверки» [4, с. 68].
В самом деле, последние два критерия призваны защитить науку от положений, неадекватно отражающих действительность. Например, пролистав книгу одного академика под названием «Астральное тело», мы обнаруживаем схему строения астрального тела и ни одного намека на результаты измерений. По данным экспертов, этот ученый «ничего не мерил». Нет гарантий, что упомянутая схема не является лишь плодом его воображения.(Если упомянутая работа связана с верованием, то это дело личное. Но тогда мы не имеем права брать ее под эгиду науки).